Информационная безопасность

Нормативное регулирование:

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»

Локальные акты ДОУ:
Педагогам:
Родителям:

Об информационной безопасности детей

Правила безопасного пользования сетью Интернет

Список рекомендуемых детских сайтов


Информационно-разъяснительные материалы по профилактике дистанционных преступлений

Звонят со скрытого номера

Звонки из банка идут с официальных номеров, указанных на сайте или на банковской карте. Вам могут позвонить из конкретного отделения банка, номер будет федеральным или мобильным, но не скрытым

Иконка

Спрашивают данные карты

Мошенники спрашивают конфиденциальные данные вашей карты: коды для подтверждения платёжных операций, CVC/CVV — три цифры с обратной стороны банковской карты, логины и пароли, код‑пароль из смс к личному кабинету на сайте банка или в мобильном приложении

Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН‑коды и пароли, а номер карты и срок её действия знает из системы обслуживания клиентов

Иконка

Сообщают тревожную информацию

Мошенники нагнетают ситуацию, пытаясь вогнать жертву в панику, заставить действовать необдуманно, поспешно. В таком состоянии человек может поделиться с преступниками конфиденциальной информацией или перевести деньги на счёт обманщиков

Мошенники могут представиться сотрудниками банка и сообщить, что организация заблокировала счёт, начислила штраф за кредит или по карте проведена подозрительная операция. Представиться сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры и запугать уголовным делом или сообщить о попавшем в беду родственнике. Под видом сотрудников Социального фонда (СФР), ФНС и даже Госуслуг запугивать отменой льгот, выплат и начислением штрафов

Иконка

Давят на вас

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать жертве времени обдумать ситуацию. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. В ходе звонка предостерегают от самостоятельных попыток разобраться с проблемой

Иконка

Сообщают о внезапном выигрыше

Мошенники сообщают о внезапном выигрыше в лотерею, предлагают прибыльную работу или беспроигрышные конкурсы. Взамен просят оплатить небольшой взнос — перевести на указанный счёт деньги или сообщить данные банковской карты

Иконка

Уговаривают открыть ссылку из смс

Во время разговора мошенники сообщают, что вам пришла ссылка в смс, и настойчиво уговаривают её открыть. Так злоумышленники хотят, чтобы под видом антивируса или другой полезной программы вы установили вредоносную программу. Это позволит мошенникам получить доступ к вашему смартфону и похитить данные или деньги, воспользовавшись мобильным банком, или подписать на платные рассылки

Иконка

Сбрасывают звонки

Мошенники звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок, чтобы вынудить жертву перезвонить на этот номер. Хитрость в том, что обратный звонок на подозрительный номер будет платным. Иногда мошенники оставляют сообщение в голосовой почте — это повышает шанс, что вы решите перезвонить

Иконка

Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших денег. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Скажите, что перезвоните самостоятельно, и сразу завершите звонок. Иначе мошенники продолжат запугивать и давить на вас

Не паникуйте

Если возникли сомнения в безопасности банковских счетов, позвоните в банк по номеру с официального сайта или с пластиковой карты. Обязательно расскажите оператору о звонке мошенника и о том, что вы ему сообщили. При необходимости оператор заблокирует вашу карту или приостановит возможность проведения операций в интернет-банке

Не перезванивайте по номеру, с которого совершался звонок. Даже если он отображается как официальный номер организации, это может быть маскировка мошенников. Номер нужно набрать вручную

Иконка

Не сообщайте логины и пароли от учётных записей, платёжные данные, одноразовые коды из смс

Единственная ситуация, при которой требуется назвать устно одноразовый код, — личное обслуживание в банке или в магазине. Когда нужно подтвердить операцию, например выдачу банковской карты или списание бонусов программы лояльности

Иконка

Установите программу или подключите сервис определения номеров мошенников у мобильного оператора или в банковском приложении

Эти сервисы распознают и блокируют звонки мошенников, в том числе замаскированные под официальные номера банков и ведомств. Номер проверяется в базе, и во время звонка высвечивается информация о том, кто вам звонит. Однако помните, что базы операторов не всегда обновляются автоматически, поэтому регулярно обновляйте их вручную и не теряйте бдительности

Иконка

Не переводите деньги на счета, номера которых вам называют по телефону

Никакого «резервного счёта», который позволит спасти ваши деньги, не существует. Это счёт мошенников, и вы добровольно переведёте им свои деньги

Нельзя переводить деньги «сотруднику полиции», который обещает решить проблемы попавшего в неприятную ситуацию родственника. Даже если у ваших родных действительно возникли проблемы с законом, решать их нужно легальным путём

Иконка

Не переходите по ссылкам, которые присылают во время звонка

Не устанавливайте навязываемые приложения: никаких «специальных антивирусов» не существует. Всю необходимую информацию можно найти на официальных сайтах банков, а безопасные программы ищите в магазинах приложений — у них строгая модерация, рейтинг, статистика по количеству скачиваний и отзывы пользователей

Резюме

  • Не паникуйте. Просто скажите «я вам перезвоню» и завершите разговор
  • Ни под каким предлогом не называйте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс и ПИН‑коды
  • Не переводите деньги на счета незнакомых вам людей
  • Не устанавливайте на смартфон приложения из непонятных источников
  • Всегда набирайте официальный номер банка. Он указан на официальном сайте или на обратной стороне карты. Расскажите оператору о проблеме
  • Любые вопросы решайте в рамках закона
  • Установите программу, которая проверяет звонки и умеет блокировать спам-вызовы
Мошенники обманывают людей с помощью дипфейков
Признаки мошенничестваЧто предпринять?
В России злоумышленники для хищения денег стали чаще использовать новый инструмент обмана — дипфейк-технологии. С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва.Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото и видео, а также запись голоса, полученные в основном в результате взлома его аккаунта в социальных сетях или мессенджерах.Проявляйте осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи — его аккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. Не спешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить и убедиться, что человеку действительно нужна помощь, нет, задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый.